О некоторых актуальных вопросах православной миссии глухим

Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые отцы, дорогие братья и сёстры!
Сегодняшнее событие выходит за рамки обыденных событий, которые сопровождают нашу повседневную жизнь.
Ещё год назад никто не мог и подумать, что Новосибирск станет центром проведения миссионерской конференции на тему православного просвещения людей с нарушениями слуха. Такие форумы и мероприятия, как наша конференция, к сожалению, не собирают многотысячных аудиторий миссионеров и людей, подвизавшихся на ниве православного служения глухим людям. И дело здесь, не в том, что вопрос духовного окормления людей, лишенных слуха, не актуальный, а в первую очередь в том, что на сегодняшний день практически отсутствуют подготовленные специалисты в данной области. По самым грубым подсчетам сегодня в России на 170000 глухих людей приходится только один православный священник, владеющий жестовой речью, а всего в стране по опубликованным данным более одного миллиона глухих и слабослышащих.
Примечательно, что в таких странах, как Германия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия практически в каждом городе есть специально подготовленные священнослужители для работы с категорией глухих людей.
Специалистов в этой области каждый год выпускают факультеты теологии и духовные заведения в зарубежных странах. У нас же только в прошлом году, практически, впервые в России открылся факультатив по изучению жестового языка в Новосибирском Свято–Макарьевском Православном Богословском институте для подготовки священнослужителей и катехизаторов.
Недавно, возвращаясь с группой глухих прихожан нашего храма из Барнаула, я стал свидетелем, как большая группа мормонов–миссионеров, прекрасно владея жестовой речью, пыталась завязать контакт с нашими прихожанами. В результате были шокированы и те, и другие. Наши — потому что такой многочисленный сурдодесант религиозных деятелей высадился на плодородную сибирскую землю, мормоны же — потому что не ожидали встретить в Сибири глухих людей, исповедающих православную веру. Для себя же я сделал печальный вывод, что если ещё несколько лет будут упущены в проповеди Слова Божия глухим людям, то мы потом будем много говорить о необходимости миссии этой категории наших сограждан, но будет поздно.
Все вы, дорогие братья и сёстры, помните слова Спасителя, что "жатвы много, а делателей мало…" (Лк., X: 2). Эти слова приобретают особую актуальность, когда речь идет о духовном просвещении глухих людей.
В последние годы Русская Православная Церковь принимает действенные меры, чтобы на российской земле слышалась проповедь Христова и её чадами, лишёнными физического слуха.
Сегодня активно ведётся катехизаторская работа с глухими людьми в Москве, Екатеринбурге, Санкт–Петербурге и других городах. Сегодня, в этом зале собрались священники, сурдопереводчики и другие заинтересованные лица из перечисленных регионов, а также из Иркутска, Тюмени, Томска, Кемерово, Омска, Красноярска, Петропавловска, и есть надежда, что Свет Христов будет просвещать глухих людей по всей Сибири и за её пределами.
Но для этого нужно приложить силы, нужно учиться, чтобы затем идти с проповедью. Не выходя за церковную ограду, мы напрасно будем ждать, что к нам пойдут люди, пойдёт молодежь и инвалиды.
Позвольте мне напомнить вам текст, который лежит в основе всякого миссионерского делания: "Шедше убо научите вся языки..." (МФ., XXVIII: 19). Вот этот евангельский текст, которым завершается повествование о земной жизни Христа Спасителя, является основополагающим, объясняющим Христианскую миссию и побуждающим к Христианской миссии. Но чтобы идти проповедовать Слово Божие, чтобы доносить евангельское Благовестие до неслышащих людей во время богослужений необходимо быть самим хорошо подготовленными, необходимо решить многие проблемы.
Одна из них, на которой я хотел задержать внимание,— это вопрос понятности богослужения глухими людьми. Встреча с Богом для многих приходящих к правой вере во Христа происходит именно за богослужением. Миссионерская задача — научить глухих людей понимать смысл богослужения, иначе оно теряет свою назидательность. Вначале глухому человеку необходимо помочь прийти к пониманию того, что происходит за богослужением, в общих чертах: когда, где и какая служба совершается, что означают те или иные действия священнослужителей, затем стараться вникнуть в смысл переводимых молитвословий. Здесь для неслышащаго человека, конечно предстоит огромная и трудоёмкая работа, ибо язык славянский мало кому понятен сразу. Вообще говоря, неся проповедь Евангелия в мир миссионеры прежде всего старались перевести богослужение на язык той нации, которой они благовестили. Достаточно вспомнить великих миссионеров–просветителей — святителя Иннокентия, митрополита Московского, переведшего богослужение на несколько языков, святителя Николая Японского, алтайских просветителей и так далее.
Священномученик Серафим (Чичагов) вместе с тем писал: "... для того, чтобы народ понимал литургию, участвовал в общественной молитве и знал, о чём надо молиться в известные моменты этой службы, недостаточно, если литургия будет служиться даже на русском языке, нужны знания, а следовательно, обучение и объяснение". Отсюда видно, что перед пастырями, катехизаторами и миссионерами чётко стоит задача просвещения не только глухих, но и слышащих прихожан. Важной задачей для разъяснения богослужения глухим являются так называемые вспомогательные переводы. Интересный опыт таких переводов прекрасно раскрывает в своём труде "На пути к литургическому возрождению" протоиерей Николай Балашов. Безусловно, переводы эти хотя и вспомогательные, то есть непосредственно не использующиеся в богослужении, должны выверяться и утверждаться священноначалием, после чего им может быть открыт путь к применению за богослужением. Вообще говоря, не только вспомогательные переводы, но и издание самих богослужебных пособий в удобоприемлемом для использования в сурдопереводе формате представляется важным. В некоторых православных общинах глухих уже накоплен опыт подготовки богослужебных пособий для понимания православного богослужения. Но основная работа ещё впереди.
Я не буду сейчас много говорить о проблемах. На это у нас есть время для обсуждения за Круглым столом.
В заключении хочу сказать несколько слов о том почему именно Новосибирск стал местом проведения миссионерской конференции по православному просвещению глухих.
На состоявшемся в июне 2004 года семинаре "Проповедь Православия глухим людям" в городе Екатеринбурге было принято предложение о проведении в 2005 году конференции по вопросам православного просвещения глухих в Новосибирске, с целью распространения опыта работы с глухими и в сибирском регионе.
По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского, в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Новосибирска регулярно стали совершаться богослужения с сурдопереводом для людей с нарушениями слуха. Активную поддержку и методическую помощь оказывает нам Новосибирское региональное отделение ВОГ.
Первая Божественная литургия для глухих людей была отслужена в храме 2 октября 2004 года, в которой участвовало 2 человека. В настоящее время в богослужениях принимают участие от 30 до 40 человек, лишённых слуха. Во время богослужений с участием неслышащих людей в алтаре прислуживает глухой алтарник, ученик школы–интерната для глухих и слабослышащих детей.
Для глухих прихожан храма открыта воскресная школа, в которой изучается Священное Писание, разбираются непонятные моменты богослужений, изучаются религиозные жесты.
Неоднократно глухие принимали участие в Таинстве Соборования, принимали православное Крещение.
В рамках учебного курса по повышению квалификации специалистов–сурдопереводчиков, проходившего в Новосибирске в феврале 2005 года, состоялся семинар по изучению религиозных жестов. В семинаре принимали участие сурдопереводчики из Томска, Барнаула, Тюмени, Абакана, Омска, Кемерово, Ачинска и других городов.
Организаторы семинара — Всероссийское Общество глухих и православный приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы — ставили своей целью дать сурдопереводчикам базовый минимум по основам религиозной жестовой речи для возможности их дальнейшего служения инвалидам по слуху в воскресных школах и в обществе глухих.
В Новосибирском Свято–Макарьевском Православном Богословском институте открыт факультатив по изучению "Религиозной фразеологии жестового языка"
В прошлом году оздоровительный епархиальный лагерь "Радонеж" уже принимал одну группу глухих детей. Такой отдых планируется регулярно организовывать и в дальнейшем.
Для православного просвещения глухих приходом в честь Покрова Пресвятой Богородицы издается приходская газета "Покровский Благовест", в которой существует рубрика "Не слышу, но верую", где публикуются различные материалы для глухих верующих. В храме имеется стенная газета для глухих прихожан. На сайте прихода также открыт раздел о жизни православной общины глухих города Новосибирска.

Н.Н. Соколов, вице–президент НРОО
"Ассоциация православных родителей".
Новосибирск, 26 июня 2005 г.

| к началу страницы | к предыдущему материалу | к следущему материалу | на главную страницу |